Вітаю Вас, Гість! Реєстрація RSS

Майданчик.ua

Вівторок, 23.04.2024
Головна » 2013 » Жовтень » 27 » Грузинська мрія + Все-таки он был не прав
23:59
Грузинська мрія + Все-таки он был не прав

Грузинська мрія

Едуард Рубін

Населенню було оголошено, що кожен, хто зніме на камеру, як поліцейський бере хабар, отримає премію в розмірі 2 млн ларі. І це працює. (Рос.)

В конце октября в Грузии состоятся новые выборы, на которых эксперты прочат победу кандидату от "Грузинской мечты".

Сейчас неизвестно, по какому пути пойдет Грузия, но то, что реформы "по Саакашвили" войдут в учебники по экономике и политологии, - неоспоримый факт.

Недавно впервые за многие годы мне довелось, наконец, совершить поездку в эту страну, в которой мечтал побывать, чтобы своими глазами увидеть, не напрасно ли так много говорят о "грузинском чуде". Убедился: нет, не напрасно.

Мы отдыхали с семьей в курортном Батуми, до которого теперь можно напрямую долететь из Киева, а из Харькова - добраться с пересадкой через Кутаиси.

Все формальности в тамошнем аэропорту проходят быстро, и везде, от таможни до таксиста, мы слышим чудесное напутствие: "Добро пожаловать в Грузию!".

Уже по дороге таксист с нескрываемой гордостью рассказывает, что теперь в его стране нет коррупции, и что любого, кто попробует дать взятку полицейскому, отправят в тюрьму.

Мы приезжаем в красавец-Батуми, который, благодаря строящимся в центре небоскребам, действительно может претендовать на звание маленького Дубая.

Сразу бросается в глаза, что город стал настоящим международным курортом: то здесь, то там звучит английская, немецкая, французская речь. А местная набережная - настоящее чудо, даже красивее, чем в моем любимом Тель-Авиве.

Необыкновенные и очень красивые здания, памятники. Такое ощущение, что здесь собрали лучших архитекторов мира и разрешили творить "на полную катушку", раскрывая их таланты.

Все это изысканное великолепие и днем радует глаз, а ночью вообще превращается в какое-то феерическое шоу. Все подсвечено очень умело и со вкусом, иллюминация как будто становится частью батумской архитектуры.

К слову, во многих барах и дискотеках заправляют ди-джеи из европейских стран. Никакого языкового барьера со здешней молодежью у них нет: как известно, новое поколение грузин сплошь говорит по-английски.

Таково первое впечатление от страны. А потом начинается более близкое знакомство, разговоры с людьми, и картина становится еще более впечатляющей.

О том, как Саакашвили в одночасье уволил всю милицию и создал полицию из вновь набранных людей, не рассказывал только ленивый. А вот почему до сих пор никто из них не берет взяток, я не знал.

Оказывается, здесь работает настоящий народный контроль: полицейским назначили приличную зарплату, дали хорошие льготы, но пригрозили, что они лишатся всего этого и сядут в тюрьму, если попадутся на взятке.

Фото kurortimira.ru

Населению же было объявлено, что любой снявший на камеру, как полицейский берет взятку, получит премию в размере 2 млн лари. И это работает.

Да, здесь до сих пор невысокие зарплаты, и в массе своей люди живут небогато. Но и уровень бедности сильно преувеличивается. Например, я выяснил, что преподаватели вузов в Грузии получают значительно больше, чем в Украине.

По понятным причинам тема образования интересовала меня в первую очередь. Оказалось, вузы в Грузии только платные, независимо от формы собственности. Стоимость обучения - около 2 500 лари в год (100 долл - это примерно 164 лари).

Но если ты хорошо учишься, то получаешь стипендию в размере 3 тыс лари в год, что прекрасно мотивирует студентов.

Никакой коррупции в образовании нет, а у преподавателей вузов - приличные зарплаты: минимум 1 500 лари в месяц плюс различные надбавки за выслугу. Таким образом, они зарабатывают в пять раз больше, чем их украинские коллеги.

К слову, цены на товары, особенно на базарах, однозначно ниже, чем в Украине. Даже в Батуми они меньше, чем в Харькове, не говоря уже о Крыме. Например, полноценный обед в самом дорогом ресторане на четверых обойдется максимум в 500 грн, а в заведении средней руки - около 250 грн.

Еще об образовании: все вузы и школы, которые приходилось видеть, включая деревенские, отремонтированы и выглядят, как новенькие. Первоклассники получают в подарок ноутбуки, и занятия проводятся с использованием интернета.

Я напоминаю: это Грузия, которую Саакашвили принял в условиях полной разрухи, разгула коррупции, бандитизма и милицейского произвола.

Сейчас же здесь можно без боязни оставить на улице вещи без присмотра. Как сказал мне один местный житель, отвечая на мое беспокойство: "Да что ты, генацвале, ты же в Грузии, здесь никто ничего не возьмет".

К слову, ни разу не пришлось увидеть каких-либо проявлений агрессии, все очень уважительно общаются друг с другом. Кажется, что культура поведения - черта грузинского характера.

Следствия реформ видны везде, куда ни посмотри. Медицина стала полностью страховой, но часть страховки платит государство, а граждане могут доплачивать за лучший сервис.

Во многих райцентрах построены новые больницы с современным оборудованием. Что интересно, люди из Батуми нередко едут в "районки", зная, что там есть медики, которые лечат лучше.

Фото liveinternet.ru

К слову, врачи, как и педагоги, тоже получают хорошую зарплату, и ни о какой коррупции в медицине речи быть не может. Каждый понимает: если его выгонят с работы, он лишится и профессии, и источника доходов.

Бросается в глаза, что правила, внедренные Саакашвили, очень разумны. Так, в сельском хозяйстве, где нет больших угодий и, следовательно, крестьянам нерентабельно обзаводиться собственной техникой, организованы фирмы по прокату сельхозмашин, которые можно арендовать по фиксированным ценам.

Или, скажем, выяснилось, что в горных районах услуги электроэнергии и водоснабжения людям предоставляются бесплатно. Для государства эти расходы несущественны, зато люди получили мотивацию не уезжать в города, а развивать свое дело в привычном месте проживания.

Между прочим, это способствует сохранению колоритных народных традиций, которыми славится страна и которые, как магнит, притягивают туристов.

Вот так, действуя точно и разумно, с большой волей, можно быстро перестроить страну, которая слыла эталоном коррупции, преступности и неуправляемости.

Все это потрясает воображение. Сейчас, когда знакомые спрашивают, что же больше всего поразило в современной Грузии, я говорю о другом: о короткой памяти людей, недальновидности и даже человеческой неблагодарности.

Возможно, мой взгляд покажется поверхностным: все-таки для того, чтобы делать объективные выводы, нужно дольше находиться "внутри ситуации". И все же…

Люди уже воспринимают то, что сделал Саакашвили, как нечто совершенно естественное. Теперь они хотят большего и ищут другого лидера, который им это большее даст. Очень странно, но при этом больше всего критики я слышал именно в адрес действующего президента.

В чем его только ни обвиняют: от неверности жене до авторитарных замашек. В подтверждение последнего тезиса, кстати, вспоминают историю, как он в одночасье посадил воров в законе. Недемократично, мол.

"Да, у нас нет коррупции, но он же продает грузинскую землю иностранцам!". "Он тратит слишком много денег на прием дорогих гостей. Зачем нам это?". "Он ведет себя, как царь: отдыхает в дорогих гостиницах, тратит государственные деньги".

Рассуждения нередко дилетантские, и часто ощущается, что кто-то специально подогревает такие настроения, мороча людям головы. Однако эти мысли легко передаются из уст в уста и обрастают домыслами. Почему? Возможно, потому, что грузины уверены: отката к прошлому в любом случае не будет.

Фото liveinternet.ru 

Мне хотелось бы верить в это вместе с ними. При новой власти коренных ухудшений не произошло, во всяком случае, пока. Новый премьер не ломает того, что сделано, потому что это действительно пошло на пользу стране.

Резкого сближения с Россией нет, поскольку большинство населения не может простить войну. Иванишвили объявил амнистию тем, кого посадили при Саакашвили. Однако те не пытаются взять реванш, ведь полиция новая и "договариваться" не с кем.

Правда, теперь в тюрьмах оказываются представители прежней власти. Правда, зимой в Батуми в целях экономии начнут отключать иллюминацию. Правда, уже заморозили строительство почти готового батумского красавца-университета.

Не хочется думать, что люди недальновидны и падки на обещания легкого достатка. Хочется верить в мудрость этого замечательного народа, в то, что он всегда сможет отстоять свое заслуженное красивое будущее и ни при каких обстоятельствах не даст вернуть себя в прошлое. Хочется верить.


Все-таки он был не прав


Уже в это воскресенье эпоха Михаила Саакашвили закончится. Состоятся президентские выборы, на которых, как видно из опросов общественного мнения, победит кандидат от правящей партии. А партия эта ровно потому и правящая, что построена на отрицании деятельности президента Саакашвили.

Многие поставили точку в его эпохе ещё раньше – сразу после поражения партии Саакашвили на парламентских выборах. Но, тем не менее, был шанс, что за год между парламентскими и президентскими выборами Грузия передумает и вернёт власть реформатору. Ну, не ему лично – а его сторонникам, читай: его курсу.

Грузия, похоже, не передумала. Вот ничто не смогло Грузию переубедить: ни ухудшение состояния экономики, ни рост преступности, ни политические репрессии, ни откровенное злорадство официальных лиц в Москве, ни беспокойство западных партнёров.

Что же так Грузии-то не понравилось?

Саакашвили делал вроде бы то, что нужно: коррупцию победил, современный государственный аппарат и новый имидж для Грузии создал, с респектабельными лидерами говорил на равных. Так называемые, «рассерженные горожане» в других бывших советских республиках завидовали грузинским успехам и в мечтах примеряли их на свои страны.

Да, при Саакашвили случилась и была проиграна война с Россией. Однако уж в чём, а в войнах Россия – специалист, и терпели поражение в войнах с ней страны и покруче.

Да, при Саакашвили Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Однако никто другой – из респектабельных государств – их независимость не признал. И, к тому же, Грузия утратила эти территории ещё до того, как Саакашвили стал президентом. И кто бы ни был президентом вместо него – эти территории было всё равно не вернуть.

В чём же тогда претензии?

На первый взгляд, странное отношение Грузии к Саакашвили следует разделить на две неравные части: на впечатление избирателей от пути Грузии к обывательской норме, который занял бОльшую часть правления Саакашвили, и на впечатление избирателей от пути Грузии после достижения обывательской нормы, который довольно быстро закончился провалом на выборах.

Это ведь легко. Сначала Саакашвили занимался в основном тем, что налаживал нормальную жизнь, то есть элементарно боролся с разрухой. Грузия ему досталась не просто мафиозной страной – эта страна пережила гражданскую войну, невнятное правление Эдуарда Шеварнадзе, совершенно не подготовленного к постсоветской трансформации, да и, наверное, не желавшего коренных перемен. Саакашвили пришлось восстанавливать как власть государства, заканчивавшуюся при Шеварнадзе на окраинах столицы, так и даже, например, банальное снабжение граждан электричеством.

Когда же привычная для обывателей норма жизни была достигнута, Саакашвили пошёл ещё дальше. Он поставил Грузию перед фактом: общество должно измениться. Не просто разбогатеть, не просто стать ещё справедливее и не просто вернуть утраченные территории – а именно на это и подобное был мандат от общества у Саакашвили. Реформатор хотел, чтобы общество изменило свой характер. И вот это, как оказалось, задача больше, чем Грузия хотела решать.

На изменение своего характера общество реформатору мандат не дало и, главное, не простило, что Саакашвили решил действовать по собственной воле и характер общества всё-таки менять.

Поэтому, например, красноречивым является название партии нынешнего лидера Грузии Бидзины Иванишвили – «Грузинская мечта». Большинство избирателей в Грузии – пусть не абсолютное большинство, но решающее на выборах – хочет перемен жизни, но не перемен живущего, то есть не перемен себя. С прежним характером и прежними привычками общество мечтает прийти к новым желаемым условиям – вот за что проголосует Грузия в воскресенье, 27 октября.

И об этом стоит задуматься кандидатам в реформаторы и в других бывших советских республиках. В том числе и в нашей стране.

Какой конкретно запрос на реформы предъявляет общество? Да, люди хотят жить богаче. Люди хотят справедливости. Люди хотят, чтобы властью наделялись персонажи, похожие на евробюрократов, а не на арабских шейхов. Но люди в массе своей явно не хотят некое государство, которое отличалось бы от привычного в нашей культуре государства-папочки.

Вот Саакашвили говорил своим согражданам о компактном государстве. О том, что экономический рост бывает, конечно, и на территории патерналистских государств, но большие надежды подают только государства – поставщики очень узкого спектра услуг. Мол, безопасность инвестиций и низкие налоги, плюс лёгкая правовая система – вот и всё, что нужно для Грузии. И, мол, если человек хочет больше, то это не проблема Грузии, это его личная проблема – пагубное влияние советского прошлого и традиционной культуры, которое человек должен преодолеть во что бы то ни стало.

Иными словами, в правлении Саакашвили был момент, когда стало ясным: реформатор борется за Нового Человека и только как следствие – за новую Грузию. Причём борется так, что противоречит уже даже и Церкви, а это один из тех институтов в Грузии, которым люди доверяют больше всего. И на первых же выборах после этого момента Грузия сказала реформатору твёрдое «нет» – несмотря на все его очевидные и громкие успехи.

В других бывших советских республиках – в том числе и в Украине – кандидаты в реформаторы так или иначе тоже дают понять, что им недостаточно просто сделать жизнь лучше. Они претендуют на то, чтобы оставить после себя страну Новых Людей.

Вот смотришь на них – и видишь: эти кандидаты в реформаторы, если получат власть, не станут играть роль доброго родителя по отношению к своему народу. Слушаешь их – и понятно: эти люди, если получат власть, захотят менять характер общества, а не только условия его жизни. Поэтому-то большинство украинских и, допустим, российских избирателей пока что отдаёт предпочтение, своего рода, аналогам «Грузинской мечты» – силам и лидерам, которые эксплуатируют привычное и только его.

Итак, какой же урок можно извлечь из незавидного конца эпохи Саакашвили? Урок такой: то, что может позволить себе диктатура развития, ни в коем случае не должен даже пытаться позволять себе режим, претендующий на то, чтобы называться демократией развития. То есть реформатору, который зависит от выборов, нельзя посягать на характер и привычки своего общества.

Совок? Okay, пусть будет совок, пока сам не исчезнет. Патернализм? Okay, пусть будет патернализм, пока влияние западной культуры не сделает его вчерашним днём. И никаких ссор с Церковью – если людям она нужна, то, значит, она нужна и реформатору.

Категорія: Новини | Переглядів: 446 | Додав: Bog_Bod | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]